В этой статье попробую рассмотреть то как товары добираются до прилавков магазинов.
Итак давайте разберем путь товара от производителя до потребителя по пунктам.
Производитель
Про то как делают наши процессоры, видеокарты и т.д. мы уже говорили. Куда теперь производителю их деть? Само собой первым делом изделия попадают на склад, где логисты формируют их в партии и где они хранятся до отгрузки. Например процессоры, как правило, делятся по 1000 шт. Куда же дальше? В дальнейшем буду называть Вендоры, под этим термином подразумевается определенная фирма производящая продукцию определенной торговой марки.
Импортер
В большинство стран просто так ввезти товар нельзя, должна быть уполномоченная организация импортер. Например процессоры Intel в Россию импортирует ООО «Интел корпорэйшн (ЮК) лимитед», по сути дочерняя фирма производителя — представительство компании. Импортер занимается таможенным оформлением и ввозом в страну.

Дистрибьютор, Реселлер
Эти организации выступают в роли поставщиков продукции определенных фирм производителей в определенных регионах. Принципиальное отличие в том, что реселлер по сути занимается закупкой у дистрибьюторов крупным оптом и дальнейшей реализацией более мелким. При этом это не тип компании а лишь статус, т.е. одновременно компания может быть и дистрибьютором и реселлером разных вендоров.
Для чего и почему существуют реселлеры? — спросите вы. Реселлер не имеет обязательств перед фирмой производителем, соответственно может закупать продукцию определенного производителя в том объеме в котором удобно. У реселлеров меньше норма прибыли чем у дистрибьюторов и заметно больше скидка при закупке. На этой разнице они и зарабатывают. Сложно заключать договора с десятками а то и сотнями производителей, а ассортимент важен в работе с партнерами. Поэтому зачастую многие поставщики имеют диллерский статус только стратегически важных для себя вендоров.
Может ли производитель миновать дистрибьютора и поставлять продукцию напрямую? Да может.
Возможно четыре варианта:
- Производитель сам выступает в роли дистрибьютора. Зачастую берут на себя роль дистрибьютора только локальные бренды, примеры в России: Dialog, Explay, Jet-A и т.д. , однако есть и исключения.
- Дистрибьютор занимается брендированием и продажей товаров под определенной торговой маркой. Например не так давно, весьма популярные ноутбуки марки iRu на самом деле просто бренд компании Мерлион.
- С крупными сетями возможно заключение прямых контрактов. Например производители бытовой техники, телевизоров и т.д. зачастую с крупнейшими сетями заключают прямые договора и поставки производятся минуя дистрибьюторов.
- Производитель реализует продукцию через фирменную торговую сеть. Фирменных магазинов не так много и многие из них на самом деле просто дилерская сеть, но всё же есть и дочерние магазины фирм производителей. Кроме того часто существуют фирменные интернет-магазины. Зачастую предназначение данного типа магазинов лишь в имидже марки и цены высокие, дабы не создавать конкуренцию партнерам.
Дилер, Ритейлер
По сути это магазины в которых мы с вами и покупаем продукцию. В чем же отличие? Ритейлер это простой продавец и по своему желанию может продавать по цене которая удобна ему, в том количестве в каком хочет или не продавать вообще. Дилер же работает по договору с производителем, и как правило, продает товары по РРЦ (Рекомендованная Розничная Стоимость) а так же имеет план продаж и предоставляет отчетность производителю.
Вот собственно последнее звено в цепи от производителя к потребителю.
Выводы
- До того как попасть к потребителю товар должен пройти несколько ступеней.
- Существует иерархия цепи продаж.
- На конечную стоимость влияет наценка каждого посредника а так же таможенные сборы и пошлины.
Интересно. А если товар серый, тогда что?
У серого и схемы серые. Отсутствует импортер, дистрибьюторы обычно тоже, во всяком случае официально.